Исламская банковская система и ее особенности

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

Исламский банкинг: история появления и специфика

Когда в 70 -х годах прошлого века в странах Персидского залива стали появляться исламские банки, клиентами их были только мусульмане. Пришло время, когда потребовалась банковская система, не оскорбляющая религиозных ценностей мусульман.

Как известно, Кораном осуждается ростовщичество (выдача денег под проценты) и инвестирование в бизнес, занимающийся предосудительными, с точки зрения мусульман, видами деятельности. Например, для каждого мусульманина неприемлемо все, что связано с алкоголем или порнографией.

С каждым годом внимание к исламским банкам ширится, теперь и немусульмане нередко прибегают к их услугам. Связана такая популярность с открытостью исламских банков для людей любой религии, а также с тем, что глобальный экономический кризис почти не отразился на состоянии исламских банков. Ни один из них не нуждался в серьезной финансовой помощи для выживания, что может говорить о большей безопасности для хранения сбережений, чем в традиционных банках.

Исламский запрет на проценты (риба) существует почти полторы тысячи лет, а более или менее активное развитие исламских банков можно наблюдать последние 15 лет. Невольно возникает вопрос, отчего же так долго исламская модель финансирования не замещает уже существующую систему. Ответить на этот вопрос без некоего экскурса в историю будет непросто.

История появления банков и принципов их деятельности

На Западе коммерческие банки появились не так уж давно – вместе с зарождением индустрии, а эта цивилизационная ступень была освоена около 250 лет назад. Промышленная революция характеризовалась невероятным увеличением количества промышленников, торговцев и других предпринимателей, которые стремились расширять свой бизнес и создавать различного рода предприятия, хотя своих денег было не достаточно.

Возникла необходимость доступа к сторонним источникам финансирования. Это и явилось основанием для формирования коммерческих банков, которые вскоре превратились в необходимый инструмент существования финансовой и промышленной системы. Сегодня эффективно функционирующая банковская система — основная предпосылка успешного развития экономики. Существует не лишенное оснований мнение, что становление западной банковской системы происходило без учета христианских морально-этических норм.

Когда в мусульманский мир пришло время вступать в индустриализацию, и создание коммерческой банковской системы стало необходимым, мусульмане стояли перед выбором из двух вариантов:

Принимать существующую схему коммерческих банков, при условии, что начисляемый банками процент не будет содержать запрещенных исламом элементов риба. Тогда банки могли быть приняты мусульманами. Признать, что начисляемый банками процент является риба, и принять альтернативную систему банков, которая не нарушит принципов шариата.

Различия между этими вариантами вначале были довольно стертыми. Экономикой очень многих мусульманских стран ведали колониальные власти, и население не влияло на выбор политической и экономической системы. Существовавшие на протяжении веков учреждения, такие как суды шариата, были бы неэффективными, их заменили бы новые образования. При таких условиях мусульмане были бы вынуждены работать с коммерческими банками, даже при серьезных моральных и этических оговорках.

ТОП-2 лучших русскоязычных бинарных брокеров:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

В середине XIX века некоторые богословы Египта, Индии и Индонезии пытались каким-то образом примирить запрещенную риба с системой коммерческих банков. При этом ссылались они на то, что риба в исламе применима, в основном, к займам ростовщиков, а не к коммерческим банковским операциям. Также отмечалось, что осуждаемая Кораном риба не является кредитом. Другие считали, что запрет направлен на излишества, а банковские кредиты направлены чаще всего на развитие производства.

И те и другие игнорировали категорический запрет Кораном любых избытков в сравнении с основной суммой, и совершенно неоднозначного указания на то, что кредитору положена только основная сумма. Ислам также не подразумевает различий между производством и потреблением кредитов. Запрещение должно относиться ко всем кредитам, независимо от их предназначения.

Понятно, что современные западные кредитные учреждения не могут быть востребованы в мусульманских странах также, как в Европе и некоторых странах Азии. Подтверждением этому служит тот факт, что коммерческие банки в мусульманских странах расположены в крупных городах, где западная культура уже достаточно привилась. Среди мусульман есть те, кому приходится иметь дело с банками, хотя они считают, что это является нарушением священного Корана. Свои проценты по вкладам они в этом случае не используют, отдавая их кому-нибудь другому.

Альтернативным вариантом является банковская система, соответствующая законам шариата. В наше время глобального влияния банковской системы на экономику она наиболее актуальна, хотя сама идея беспроцентного кредитования появилась еще в 40-х годах прошлого века. В те времена условий для практической организации исламских банков еще не было, и долго идея беспроцентного займа оставалась благим желанием.

Первый эксперимент по созданию исламского банка

В основу принципа организации исламского банка был положен эксперимент, который был проведен в Мит-Гамр (Египет) в 1963-1967 годах. Идея заключалась в объединении немецких сбербанков на принципах исламских ценностей. Мит-Гамр относится к обычной сельской местности, жители которой традиционно религиозны.

Сбережения они не хранили в западных банках из соображений запрета процентов в Исламе. К тому же, никогда ранее эти люди не пользовались банками вообще. Задача, таким образом, заключалась в том, чтобы одновременно создать банк с соблюдением исламских ценностей и приучить местное население к использованию банковских услуг.

Проектом было предусмотрены следующие виды счетов:

  • Сберегательные
  • Инвестиционные
  • Засят счета

Проценты по сберегательным счетам не выплачивались, но сами вклады разрешено было снимать в любое время по требованию. По этим вкладам есть право на краткосрочные небольшие беспроцентные займы для производственных нужд. По инвестиционным счетам ограничено изъятие и невозможны инвестиции с целью прибыли.
Засят счета характерны распространением среди бедных слоев населения

Проект оказался неожиданно успешным, и сберегательные вклады за три года с 25 000 египетских фунтов выросли до 125 000. Инвестиционные депозиты выросли с 35 000 до 75 000 египетских фунтов. По информации экспертов, банк осторожничал, отвергая, как минимум, 60% заявок на кредит.

Хотя проект Мит-Гамр динамично дебютировал, по политическим мотивам от него пришлось отказаться. Сейчас он имеет, скорее, историческое значение. Это был первый эксперимент, доказавший, что деятельность банка может быть организована на принципах ислама – запрета прибыли (риба) и при отсутствии процентов.

Деловая практика современного исламского банка

Итак, исламские банки, привлекая ресурсы частных лиц и учреждений, направляют их коммерческим фирмам, требующим внешнего финансирования для производственной деятельности.

То есть, исламские банки выполняют те же задачи финансового посредничества, что и обычные европейские или американские банки. Различие заключается в том, как именно выполняются эти задачи, т.е. как они увеличивают объемы средств и как их используют. Перечислим источники поступления средств и направления их использования.

Источники финансирования исламских банков

В отличие от западных банков, исламские банки, привлекая деньги на депозиты, не платят по ним проценты. Виды счетов в исламских банках:

Текущие счета

Аналогичны текущим счетам в обычных банках. Могут быть разных видов: «до востребования», «на предъявителя», «без уведомления». Банк гарантирует возврат средств по первому требованию. Банки используют эти средства на свой риск в коммерческих операциях. Проценты по вкладам и долю прибыли от коммерческих операций вкладчики не получают.

Сберегательные счета

Целевые (аль-wadi’a) с возможным использованием вклада на риск банка, гарантией возврата вклада и прибыли от операций. Счета с фиксированным разделением прибыли в согласованном порядке. Благотворительный кредит (Кард хасан) от вкладчика банку с предоставлением финансовой выгоды или без таковой. Инвестиционные вклады. Право на отзыв вклада без уведомления банка. Принцип аналогичен сберегательным счетам и описан ниже.

Инвестиционные счета

Аналогичны депозитам в обычной системе. Могут быть открыты физическими лицами и компаниями на определенный период. Процент по депозиту не положен, но вкладчик имеет право на долю от инвестиционной деятельности, определяемой в зависимости от суммы вклада.

Совместные (общие) инвестиционные счета

Отдельные банки предлагают общие счета инвестиций, не имеющие адресного назначения. Сроки погашения таких вкладов могут быть различными. В конце периода прибыль распространяется на пропорциональной основе.

Лимитированный период инвестиционных депозитов

Отдельные банки принимают инвестиционные вклады в течение определенного периода, назначаемого по взаимному согласию между банком и вкладчиком. Вклад закрывается в конце периода, а доходы распределяются в конце финансового года.

Неограниченный период инвестиционных депозитов

Инвестиционные депозиты автоматически возобновляются бессрочно. Прекращаются они определением указанного срока с уведомлением банка (чаще всего 3 месяца). В течение этого срока вклад не взимается или происходит его пополнение. Прибыль рассчитывается и выплачивается в конце финансового года.

Специализированные инвестиционные вклады

Отдельные банки предлагают возможность инвестирования в конкретные схемы и продукты. Прибыль распределяется между вкладчиком и банком. Банк в такой схеме выступает агентом инвестора, выполняя такую функцию за согласованное вознаграждение, отказавшись от своей доли в прибыли.

Поиск оптимальной банковской модели

Некоторые исламские ученые критикуют исламские банки за якобы лицемерие, с которым те работают по западным принципам «за процент», отрицая это на словах. Они предполагают, что рано или поздно банковские модели, западная и исламская, станут одинаковыми, причем исламская придет к западной.

Перспективной, по мнениям многих экономистов, могла бы стать модель участия в бизнесе, похожая на инвестиционный фонд, когда инвестор в бизнес получает прибыль только в случае прибыльности бизнеса, а, в случае убыточности его, делит убытки с бизнесменом.

То, что происходит в западном банковском принципе, по их мнению, несправедливо. Главным здесь является безрисковая прибыль кредитного учреждения, когда оно получает проценты по кредиту независимо от результата прибыльности инвестиций в бизнес. Однако среди ученых есть и защитники такой модели.

Доля исламских банков в мировой банковский индустрии невелика. Общий объем денежных средств оставляет около одного триллиона долларов США или около 1% всех мировых финансовых средств. Но во многих странах исламского мира популярность таких банков растет стремительно.

За последние 8 лет только в Великобритании появилось пять исламских банков. Есть они и в США, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В планах открытие исламских банков в ЕС. Исламские банки очень консервативны, потому более устойчивы во времена экономических кризисов, чем, в основном, и объясняется их сегодняшняя популярность и быстрое распространение.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Исламская банковская система – это банковская система, принципы функционирования и деятельность которой основаны на исламском праве или законах Шариата.

Источником шариата являются священная книга Коран, высказывания и поступки пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), прецеденты, а также решения, выработанные авторитетными исламскими учеными.

Таким образом, границы дозволенного в деятельности исламской банковской системы четко определяются божественными законами, что придает ей уникальность и вызывает доверие к этой системе.

Первый исламский банк в современной истории появился в 1963 году. Это было небольшое учреждение в деревушке Мит Гамр — сберегательного банка «Мит Гамр» (Mit Ghamr) в Египте, который полностью отвечал требованиям Шариата. Это событие явилось новой вехой в истории развития исламского банковского дела.

Тот факт, что попытки привить исламские идеи и ценности в мировую экономическую деятельность начали предприниматься только 50 лет назад, не говорит о том, что исламская экономическая система не существовала ранее.

Экономика является неотъемлемой частью самого ислама, и поэтому экономические принципы, основанные на вере во Всевышнего, существуют с самого зарождения этой молодой религии. Огромное количество трудов исламских ученых по экономике (написанные в первые 200-300 лет становления ислама, т.е. примерно в 7-9 веке) лишь подтверждает вышеизложенное. Но, к сожалению, небрежное отношение к этим работам вплоть до современности, создало вакуум в этой области. Радует, что сейчас у современных исламских экономистов появилась возможность пересмотреть уже давно разработанную теорию исламской экономики и расширить ее границы во благо человека.

Все-таки как же зарождалась исламская банковская система?

2.Эволюция исламского банковского дела

До возникновения Ислама, Мекка считалась центром торговли и служила транзитным путем для торговцев, пересекающих город с юга и севера. Подобное географическое положение повлияло на экономическое развитие: депозитные и кредитные операции развивались стремительно, а сделки, включающие в себя обмен денежными средствами, стали одним из ключевых видов деятельности. Эта деятельность продолжилась и после укоренения Ислама в Мекке и Медине. С исторической точки зрения, эволюция исламского банковского дела может быть разделена на три периода:

1. Первый период начинается с раннего периода Ислама, зарожденного в Мекке, и продолжается до правления халифа Харун ар-Рашида.

2. Второй период берет начало с эпохи халифатов и до распада Османской империи.

3. Третий период –это эпоха современного исламского банкинга.

2.1.Начальный период развития исламского банковского дела.

Ислам зародился в Мекке, когда на горе Хира в 610 году Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) впервые было послано Божественное Откровение.

До возникновения Ислама Мекка считалась торговым городом, продолжая оставаться им и после распространения религии. В числе банковских операций на тот период было хранение денежных средств и ценностей. Ввиду отсутствия государственных депозитных институтов, хранение денег третьих лиц и ценного имущества поручалось доверенным лицам. Т.е работал принцип хранения денег на доверии (вадиа).

К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам был одним из тех, кому люди оказывали доверие, и оставался хранителем имущества вплоть до своей миграции в Медину. Перед своим уходом он поручил Али (позже известному как халиф Али, т.е. четвертый халиф) вернуть все вверенное ему имущество законным владельцам.

И до, и после распространения Ислама в Мекке вклады всегда отдавались на хранение. Лица, которым доверили на хранение денежные средства или имущество, были обязаны вернуть полученное. Однако во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) один из его сподвижников Аззубаир ибн Аль-Аввам предпочитал принимать вклады по принципу кард, нежели по принципу вадиа или «доверие», и отклонял деньги вкладчиков, если они давались ему на сбережение. Его считали первым человеком, внедрившим исламский принцип кард или «заем» в исламскую банковскую систему. Аззубаир объяснил это следующим образом: если люди приходят к его отцу и просят взять их деньги на хранение, то отец может утверждать, что деньги были ему одолжены, так как боится, что деньги, полученные в качестве депозита, могут быть потеряны. Аззубаир действовал очень мудро и достигал двух целей. Во-первых, он получал право распоряжаться деньгами, полученными по принципу кард, так, как считал целесообразным. Во-вторых, такое действие дает гарантию владельцам, так как заемщик обязан вернуть заимодавцу его средства.

В случае, когда заем передается по принципу вадиа, на принимающую сторону не возложено обязательство по возврату имущества, если оно было утрачено по веской причине, за исключением халатности заемщика. Эта история показывает, как изменялась концепция депозита, изначально содержавшая принцип доверия. Также депозит был инструментом, ранее предназначавшимся для государственного пользования, а не для конкретного человека или группы лиц. Мекканское общество на тот период либо вверяло деньги третьим лицам для использования их в бизнесе по принципу кирад или мудараба, когда прибыль делилась между участниками сделки, либо деньги ссужались с целью получения процентов или риба. Практика получения риба была широко распространена до возникновения Ислама, как среди арабов, так и между арабами и евреями, жившими в то время на Аравийском полуострове. С возникновением Ислама практика риба больше не была дозволена, однако запрет на такие сделки не создал помех для развития торговли и повседневной жизни в целом. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень часто приходилось разрешать случаи, связанные с денежными вопросами. Это иллюстрирует один из хадисов, переданный Абу аль Минхалем: «Я спросил альБара бин Азиба и Зайд бин Аркама об обмене, они ответили: «Прижизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,мы были купцами, и (однажды) мы спросили посланника Бога,да благословит его Господь и приветствует, об обмене, (на что)он сказал: «Если (деньги передаются) из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, откладывать же (расчет) не годится»».

Речь идет о получении денег при обмене только одной стороной, тогда как другая отдает причитающееся позднее.

Кроме концепции обмена денег, запрета процентов и займа по принципу кард, в период раннего Ислама также имела место деятельность, связанная с денежными переводами и векселями. Например, ибн Аббас (ум. 686-8 г.Г.) получил варик (дирхамы, отчеканенные из серебра) и отправил расписку в Куфу (город в Ираке). Подобным образом Абдулла ибн Аззубаир получил деньги в Мекке и написал брату в Ирак, чтобы он погасил заем, когда вкладчики прибудут туда.

2.2 Средний период исламской банковской системы

Следующая эпоха Ислама начинается в конце правления халифа Али. Далее следует правление Омейядов – династии халифов с центром в Дамаске, затем династия Аббасидов со столицей халифата в Багдаде, далее – потомок Омейядов основывает халифат в Испании и завершает этот период Османская империя.

Так называемый средний период Ислама стал продолжением развития исламской банковской системы, взявшей свое начало в ранний период религии. К примеру, способы перевода денег, которые использовали сыновья Аззубаира, стали обычной практикой среди менял. Помимо этого, в середине четвертого века по Хиджре начали появляться новые разработки в истории исламского банкинга. Сами Хамуд (1985) выделил одну историю из книги Ахмад Амина «Зухр аль Ислам» («Полдень Ислама») в которой говорится об Сайф-уд-Даули Аль-Хамдани – эмире Алеппо, который впервые в истории исламского банкинга использовал платежные поручения, чеки, в качестве денежного документа.

Во время своего визита в Багдаде Сайф посетил местный магазин племени Хакан и при выходе из него попросил у владельца кусок бумаги, на котором написал имя менялы и сумму 1 000 динаров, которую задолжал. Эта бумага позже была обменяна владельцем магазина на указанную сумму у менялы. Широко практиковалось использование чеков для торговых целей в городе Басре, где были разработаны нормативы для решения вопросов печатей и свидетелей.

Около 400 года по Хиджре процветала деятельность менял. В течение этого периода суда и мусульманские торговцы путешествовали между странами.

В своей книге «Сафар намэ» («Книга путешествия») Носири Хусрав, персидский путешественник, повествует о своих странствиях между 437 и 444 годами по Хиджре. В ходе своего визита в Басру Носири описывает рынки, которые ежедневно организовывались в трех разных местах. Утром торговля начиналась на Сук аль Хуза, в полдень деятельность перемещалась на рынок Сук Осман, а под вечер на – Сук аль Каддахин. Торгуют там следующим образом: если у кого-нибудь есть что-нибудь, он сдает этот товар меняле и получает от него расписку (чеки). Затем он покупает все, что ему надо, а вместо уплаты дает чек на того же самого менялу. За все время, что купец находится в городе, он сплошь пользуется расписками менял и совершенно не прибегает к звонкой монете.

Падение Римской империи и период Темных веков, охвативший Европу, оказали значительное негативное влияние на экономическую деятельность мусульманских стран. Несмотря на то, что исламская банковская деятельность не развивалась, в этот период мусульманскими юристами велась работа в области юридических заключений или фетв в отношении муамалат – в особенности, связанных с риба, что стало ориентиром для ученых современной эпохи исламского банкинга

2.3 Современный период исламского банкинга

Начало развития исламской банковской системы можно считать с создания Сберегательного банка .Мит Гамр. в 1963 году, однако это не значит, что до этого попыток по развитию исламских институтов не предпринималось.

Существует мнение, что в середине 1940-х годов были приложены усилия к созданию беспроцентного банка в Малайзии (Erol и El-Bdour, 1989), но этот пример не увенчался успехом. Еще один экспериментальный местный исламский банк, который не начислял проценты на выдаваемые кредиты, был учрежден в конце 1950-х в сельскохозяйственном районе Пакистана (Wilson, 1983). Расположенный в дельте Нила Сберегательный банк «Мит Гамр» предоставлял такие банковские услуги, как, например, сберегательные счета, кредитные счета, долевое участие в акционерном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги.

Несмотря на то, что данные услуги рассматривались как основные банковские услуги, обоснованным было удовлетворять банковские потребности окружающего общества. Помимо того, что данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, «Мит Гамр» также был способен вселить чувство причастности среди своих потребителей. Данный фактор содействовал успеху банка. Одним из наиболее важнейших вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что «Мит Гамр» доказал мусульманскому обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе. Однако неспокойная политическая ситуация неблагоприятно сказалась на деятельности банка.

Представлю вашему вниманию хронология событий, произошедших в эпоху современного развития исламского банковского дела.

• Исламские ученые и экономисты начали представлять модели исламской банковской и финансовой системы с целью заменить традиционный банкинг, основанный на проценте.

• Двойная концепция мудараба была предложена в качестве инструмента исламского банкинга.

• Начинают применяться принципы исламского финансирования.

• Представлены механизмы работы исламских финансовых институтов.

• Взлет и падение сберегательного банка «Мит Гамр. (1963-1967 гг.).

• Создается «Лембага Табун Хадж. в Малайзии, 1966.

• Создаются исламские банковские и исламские небанковские институты.

• Организуется научная деятельность.

• Учреждаются научные институты.

• Утверждается финансовый механизм мудараба.

• Создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде.

• Публикуются книги по исламскому банкингу.

• Охватываются такие вопросы как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг.

• Учреждается «Дубай Исламик Бэнк., 1975.

• Открывается Исламский Банка Развития, 1975.

• Проводится Первая Международная Исламская экономическая конференция в Мекке, 1976.

• Государственное вмешательство в продвижение исламских банков.

• Создание большого количества частных банков.

• Представление различных исламских банковских продуктов.

• Повышение интереса западных ученых и финансовых групп к исламскому банкингу.

• Традиционные банки начинают предоставлять исламские продукты посредством «исламских окон».

• Рост исследовательских программ, обучения и подготовки специалистов.

• Рост исламского индекса и доверительных фондов.

• Пакистан, Судан, Иран, Малайзия и другие страны пытаются изменить свои банковские системы или начинают внедрять исламскую финансовую систему.

• МВФ опубликовал рабочие документы и статьи по исламскому банкингу. Рост количества исследований и публикаций на тему исламской экономики.

• Создание академии Фикха при ОИС и других Советов Фикха.

• Создание исламских доверительных фондов по всему миру.

• Концепция «исламских окон» набирает обороты.

• Увеличение финансовых инструментов, основанных на обеспечении активами, признание значения исламских финансовых институтов и банков.

• Введение исламского индекса Доу Джонс.

• Начинает уделяться внимание вопросам надзора и регулирования.

• Издаются стандарты AAOIFI.

• Ставится задача создания вспомогательных учреждений.

• Продолжительный рост и зрелость индустрии наряду с проблемами риска.

• Завершение построения архитектуры исламских финансов.

• Уделяется внимание управлению рисками и корпоративному контролю.

• Капитализация исламских банков путем слияний.

• Создание рынка ценных бумаг, обеспеченных активами.

• Учреждается Совет по исламским финансовым услугам в Малайзии, 2002 год.

• Учреждается Международная Исламская рейтинговая организация в Бахрейне.

3.Исламский банк в немусульманских странах.

Успех исламского банка в области обслуживания депозитных вкладов и кредитования клиентов доказали, что принципы Шариата по-прежнему применимы и могут быть приняты на вооружение современным бизнесом. С тех пор по всему миру были учреждены многие исламские банки – в частности, в исламских странах.

Согласно данным, опубликованным Международным валютным фондом, на конец 2007 года в 75 странах насчитывалось более чем 300 финансовых учреждений, действующих в соответствии с принципами Шариата. По оценкам, стоимость активов исламских финансовых институтов имеет ежегодный прирост в 15%, а их величина по состоянию на 2007 год – около 250 млрд. долларов США (www.imf.org).

Исламские банки не ограничиваются лишь территорией мусульманских стран – они занимают прочное положение и в немусульманских государствах. Например, .Исламик Бэнкинг Систем Интернэшнл Холдингс. (Islamic Banking System International Holdings), созданный в 1978 году в Люксембурге, стал первым исламским финансовым институтом, учрежденным в немусульманской стране.

После чего последовало создание швейцарского .Дар аль-Мал аль-Ислами. (Dar al-Malal-Islami) в 1981 году. Помимо этого, некоторые банки Лондона и других европейских центров начали внедрять методы и инструменты исламского банкинга с целью удовлетворения потребностей мусульманской клиентуры и своих исламских банков-партнеров. Большинство банков-корреспондентов, включающие в себя европейские и арабские стороны, выполняют международные торговые операции на основе принципа мурабаха.

Многие иностранные банки с традиционной системой предлагают банковские продукты, соответствующие принципам Шариата. Продукты или услуги, предлагаемые ими в форме инвестиционных сертификатов, также основаны на принципах Шариата. В качестве примера можно привести «Кляйнворд Бенсон» (Kleinworth Benson), который создал Исламский Паевой Инвестиционный Фонд в 1986 году.

Швейцарский банк «Юнион Бэнк оф Свитзэрлэнд» (Union Bank of Switzerland) также разработал Исламский Инвестиционный Фонд (Wilson, 1990). Нет ничего необычного в наличии исламских банков в западных странах. В разные годы в таких странах, как США, Великобритания и Австралия были созданы различные финансовые учреждения, предлагающие исламские банковские продукты.

В Соединенных Штатах сферу исламского банкинга представляли не только финансовые институты, но и образовательные учреждения. В США работают более 20-ти исламских финансовых институтов, предлагающих услуги депонирования, финансирования и управления фондами. Наряду с этим существуют учебные заведения, позволяющие пройти курсы и семинары по исламским финансам. Например, Гарвардский университет проводит ежегодные форумы по исламскому финансированию.

Американский финансовый дом ЛАРИБА (LARIBA), созданный в 1987 году, стал самым передовым исламским финансовым институтом и на данный момент функционирует в 35 штатах США. ЛАРИБА предлагает услуги по жилищному кредитованию, финансированию малого бизнеса и торговому финансированию (www.lariba.com). В Великобритании первый исламский банк .Исламик Бэнк оф Британ. (Islamic Bank of Britain) начал свою деятельность 6 августа 2004 года, предполагалось, что 1,8 британских мусульман будет иметь возможность проводить свои банковские операции за счет созданной структуры (www.banking-business-review.com).

В Австралии первым исламским финансовым институтом стал созданный в 1989 году Мусульманский Общественный Кооператив Австралии (Muslim Community Co-operative Australia). При первоначальном капитале 22 300 австралийских долларов и всего лишь 10 членах кооператива, его совокупные активы выросли до 26 млн. австралийских долларов, что подразумевает ежемесячный прирост 50-ти членов кооператива (www.mcca.com.au). Кооператив предлагает услуги по сбережению и финансированию объектов с использованием таких инструментов, как мурабаха, мудараба, мушаракаи кард хассан, а также услуги по сбору и распределению мусульманского налога закят. Распад Советского Союза позволил многим государствам, когда-то входившим в состав СССР, развивать исламские финансы в своих регионах. «Группа Аль Барака» Начала свою деятельность путем создания в Казахстане банка «АльБарака Казахстан» и совместных предприятий в Узбекистане.

Кроме того, исламский банкинг получил свое развитие в Албании (Rudnick, 1992). В России также были попытки внедрить исламские банковские продукты («Бадр-Форте банк», лицензия отозвана в 2006 году).

В Китае пилотной площадкой внедрения исламских финансов стал автономный район Нинся-Хуэй, где работает .Нинся Исламик Интернэшнл Траст энд Инвестмент. (Ningxia Islamic International Trust and Investment) – исламский финансовый банк. Наравне с успешным шествием исламских банков по мусульманским и немусульманским странам, есть и примеры, закончившиеся неудачно. Так, например, Мусульманский Общественный Кредитный Союз, исламский финансовый институт, созданный в 2000 году в Австралии, приостановил свою деятельность в 2002 году по причине недобросовестного и неблагоразумного финансирования.

4.Основные принципы совершения банковских операций в соответствии с Исламским правом

— Запрет на процентные сделки : прирост на долг (риба насия) и прирост на обмен (риба фадль).

— Запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар).

— Запрет на финансирование точно определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и т.п.

— Условия разделения риска получения прибыли и убытков между банком и клиентом по совершаемым сделкам.

— Условия проведения финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами. Обязательная идентификация лежащих в основе сделки реальных активов.

5.Основные типы исламских банковских инструментов

Все исламские банковские продукты (услуги), по принципу формирования данных продуктов, делятся на три типа:

1. Банковский продукт, основанный на партнерстве (или «разделения прибыли/прибыли и убытков»): мудараба и мушарака;

2. Банковский продукт, основанный на участие в сделках (или «долга по сделке»): мурабаха, иджара (лизинг), салам, истисна, истиджрар, кардул – хасан, вадия;

3. Банковский продукт, основанный на оплате комиссий (тарифов) банка (или «комиссионные» продукты): вакала (аккредитив).

5.1 Банковские инструменты: участие в партнерстве

Инструментами финансирования, формируемые по принципу партнерства, являются сделки мушарака (полное партнерство) и мудараба (доверительное партнерство).

Мушарака используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно – импортного финансирования, проектного финансирования и при синдикациях, выпусках ценных бумаг , соответствующих нормам Исламского права (Сукук).

Основой сделки мушарака является совместное участие Банка и Клиента в реализации какого – либо бизнес – плана (инвестиционного плана ) и совместное финансирование данного плана. Прибыль делится в оговоренных заранее пропорциях между Банком и Клиентом. Убыток разделяется в пропорциях, соответствующих долям участия в партнерстве.

Схема реализации сделки мушарака

1. Банк и Клиент обговаривают условия сделки и заключают соглашение об совместном участии (реализации бизнес-плана). 2. Банк и Клиент осуществляют, соответствующие условиям контракта, финансирование (в оговоренных долях) реализации бизнес — плана. 3. В рамках реализации бизнес-плана генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток). 4. Прибыль формирует фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов, используемые для реализации бизнес-плана. 5. Прибыль (или убыток) от реализации бизнес-плана, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом.

Пример расчета дохода от сделки мушарака

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

500 000 рублей РФ

Период участия в проекте

Полученный убыток проекта за 1-й год

-50 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 2-й год

500 000 рублей РФ

Коэффициент распределения доходов от проекта (%)

Расчет общего дохода от инвестиций ((500 000*75%) – (50 000*50%)) = 350 000 рублей РФ

Мудараба используется для целей проектного финансирования, а также в синдикации и выпусках ценных бумаг (Сукук), соответствующих нормам Исламского права.

Основой доверительного партнерства является участие Банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта (специального предприятия) определенного Клиента. Банк, в рамках такого финансирования, является «владельцем денежных средств», Клиент банка, именуемый «доверенным партнером» (мудариб) осуществляет организацию и управление проектом, обеспечивает управленческую, кадровую и техническую составляющую проекта.

Прибыль от реализации проекта распределяется между Банком и Клиентом в соответствующих, договоренностям, долях. Убыток от реализации относится на результат Банка.

Схема реализации сделки мудараба

1. Банк и Клиент заключают соглашение о доверительном партнерстве (для реализации Клиентом проекта), Банк осуществляет предоставление Клиенту финансирования. 2. Клиент осуществляет управление проектом. 3. В рамках реализации проекта генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток). 4. Прибыль формирует денежные фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов проекта. 5. Прибыль от реализации проекта, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом. 6. Убыток от реализации проекта относится на результат Банка.

Пример расчета дохода от сделки мудараба

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Период участия в проекте

Полученный убыток проекта за 1-й год

-200 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 2-й год

1 000 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 3-й год

5 000 000 рублей РФ

Коэффициент распределения доходов от проекта (%)

Расчет планируемого общего дохода от инвестиций ((1 000 000 + 5 000 000)/2) – 200 000 = 2 800 000 рублей РФ

5.2 Банковские инструменты финансирования: участие в сделках

Инструментами финансирования, формируемые по принципу «участия в сделках», являются сделки мурабаха (продажа с наценкой), салам (продажа отсроченных поставок) и иджара (лизинг).

Мурабаха используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно – импортного финансирования и финансирования оборотного капитала.

Основой сделки мурабаха является продажа с наценкой Банком какого-либо определенного актива Клиенту, ранее приобретенного самим Банком. Доходом Банка от данной операции является наценка, устанавливаемая Банком в рамках сделки с Клиентом.

Основной экономический смысл сделки заключается в отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у Банка.

Схема реализации сделки мурабаха

1. Клиент определяется с активом и Поставщиком данного актива. 2. Клиент обращается в Банк за финансированием приобретения актива по цене перепродажи. 3. Банк перечисляет денежные средства Поставщику. 4. Поставщик предоставляет актив в собственность Банку. 5. Банк на основе сделки мурабаха продает Клиенту приобретенный актив по новой цене. 6. Клиент осуществляет платежи за приобретенный актив с учетом условий сделки по рассрочке (отсрочке) платы за актив.

Пример расчета дохода от сделки мурабаха

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Цена покупки единицы активы

200 000 рублей РФ

Наценка на единицу актива

Период рассрочки оплаты актива

ежемесячно, в течении 6 месяцев

Расчет квартального дохода по сделке ((200 000*30%)*5)/2= 150 000 рублей РФ

Банк не увеличивает цену продажи актива Клиенту в зависимости от сроков рассрочки (или отсрочки)!

Салам используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно-импортного финансирования и финансирования оборотного капитала.

Основой сделки салам является продажа отсроченной поставки по текущей цене какого-либо определенного актива Банку. Доходом Банка от данной операции является перепродажа поставленного в будущем актива на рынке по цене, которая устанавливается Банком исходя из конъюнктуры рынка на момент продажи актива.

Основной экономический смысл сделки заключается в предварительной оплате Клиенту (фактически финансирование) по цене ниже рыночной будущей поставки актива.

Схема реализации сделки салам

1. Клиент заключает с Банком сделку салам на определенный актив, текущей цене с датой будущей поставки актива. 2. Банк осуществляет предоплату за поставку актива по цене сделки салам. 3. В определенную дату Клиент поставляет Банку актив по сделке салам. 4. Банк осуществляет продажу актива на рынке по цене, установленной Банком исходя из конъюнктуры рынка. 5. Банк получает прибыль от продажи актива на рынке, выраженную как разница между текущей ценой и ценой по сделке салам с Клиентом.

Пример расчета дохода от сделки салам

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Цена покупки единицы активы

200 000 рублей РФ

Дата поставки (период)

Планируемая наценка на актив

Расчет планируемого дохода по сделке ((200 000 * 30%)*5) = 300 000 рублей РФБанк не заключает рыночные сделки на продажу актива по планируемой цене до момента получения актива от Клиента!

Иджара используется, в рамках активных операций банка, для целей лизингового и проектного финансирования. Основой сделки иджара является предоставление в пользование (аренда, лизинг) какого-либо определенного актива Клиенту. Доходом Банка от данной операции являются арендные платежи в рамках оговоренного срока пользования (аренды, лизинга).

Основное отличие от западной модели финансового лизинга: — отсутствие в договоре иджара условий продажи актива; — физические риски актива несет Банк; — продажа актива после окончания периода аренды в рамках сделки продажи (иктина); — возможность безвозмездной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.

Схема реализации сделки иджара

1. Клиент определяется с активом и Поставщиком данного актива. 2. Клиент обращается в Банк за финансированием использования актива Клиентом. 3. Банк осуществляет перечисление денежных средств Поставщику. 4. Поставщик предоставляет актив в собственность Банку. 5. Банк на основе сделки иджара предоставляет Клиенту приобретенный актив в пользование на определенный срок. 6. Клиент осуществляет арендные платежи за используемый актив. 7. По окончании действия договора аренды Клиент возвращает Банку актив.

Пример расчета дохода от сделки иджара

Условия расчета дохода по сделке

1 000 000 рублей РФ

Цена единицы актива

200 000 рублей РФ

Наценка на актив

Период уплаты платежей

Период износа актива

Расчет ежемесячных арендных платежей 1. ((200 000/36*24 + (200 000 * 30%))/24)*1= 8 056 рублей РФ 2. (2 500*5)= 40 278 рублей РФСтавка аренды может измениться в течение периода аренды исходя из изменения рыночной конъюнктуры! В состав арендных платежей могут быть включены затраты Банка на страхование актива (такафул).

Вывод

В так называемом процессе исламизации экономики участвует одна очень важная деталь: исключение процента из всех депозитных и финансовых транзакций. Многие ставят под сомнение, стоит ли называть банк исламским, так как принцип работы – за исключением ростовщических процентов – схож с деятельностью традиционных банков. Очевидно, что исламские банки во многих мусульманских странах создаются с целью удовлетворения потребностей мусульман в банковских услугах, а бизнес таких финансовых институтов развивается наравне с традиционным банковским сектором. В связи с этим деятельность исламских и традиционных банков во многом схожа. В основном обычный банк выполняет две основные функции: принимает сберегательные вклады и выдает средства.

Клиенты, как правило, делятся на четыре категории: частные лица, компании, государственный сектор и остальные. В качестве вариантов для вложения денег традиционные коммерческие банки обычно предлагают сберегательные счета, текущие счета, срочные вклады и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Вид услуг может изменяться в зависимости от типа клиентов. Традиционные коммерческие банки предлагают кредиты частным лицам, бизнесу, правительственным учреждениям. Клиентам предоставляется овердрафт, аккредитивы, гарантийные письма и т.п. В числе дополнительных услуг – денежные переводы, обмен валюты и консультации. Роль, которую играют коммерческие банки, может меняться, учитывая обстоятельства и временной контекст. Исламские банки также принимают вклады и предлагают механизмы финансирования. Аналогично коммерческим банкам, исламские банки имеют сберегательные, текущие счета и срочные вклады. Среди прочих услуг – денежные переводы, обмен валюты и консультации. Однако все операции «очищены» от элемента риба или процента.

Несмотря на то, что во многом деятельность традиционных и исламских банков мало чем отличается, принципы работы и концептуальные основы находятся в разных плоскостях. Исламские банки являются учреждениями, созданными с целью ведения банковской деятельности согласно религиозному учению. Коммерческие банки, напротив, работают исключительно для достижения бизнес-целей и никак не связаны с религиозными аспектами.

В отличие от традиционных банков, где прибыль является единственной целью, исламские банки зиждутся на двух ключевых факторах, то есть на религии и прибыли. Учение Ислама должно формировать исламские банки как организации, придающие большое значение моральной стороне вопроса – в отличие от традиционных банков. Моральный аспект возникает в силу таких факторов, как иман (вера, верование) и исламские принципы ведения бизнеса. Несмотря на наличие этичности, исламские банки рассчитывают получать прибыль от своей деятельности. Как в любом бизнесе, прибыль является необходимым показателем для продолжения деятельности.

По словам Муаззама Али (1988), исламская финансовая система не может рассматриваться лишь как система без риба; весьма большую роль играет введение исламских принципов социальной справедливости в деятельность финансовых институтов в качестве нормативов, методов, правил и инструментов, обеспечивающих правосудие, предоставляющих равенство и справедливость. Концепция справедливости должна быть основана на концепции коранического правосудия. Таким образом, по своим целям создания исламский банк должен объединять и находить равновесие между религией единобожия, моральными аспектами и бизнесом, который уделяет большое внимание получению прибыли. Если в системе ценностей исламского банка присутствует лишь один элемент – моральная сторона, – то вполне вероятно, что банк столкнется с потерями и будет вынужден прекратить свою деятельность. Если это произойдет, то не только вкладчики окажутся в проигрыше, – всем мусульманам придется тяжко.

И наоборот, если приоритетным для банка станет получение прибыли, это пошатнет основы исламской платформы, основанной на концепции справедливости и равенства. Общество далее не будет делать различий между исламскими и традиционными банками. Более того, их предпочтения изменятся в сторону традиционных банков, которые, на их взгляд, более стабильны и эффективны с точки зрения предоставления банковских услуг. Фахим Хан (1983) определил, что задача исламского банка состоит в разработке, развитии и поощрении внедрения исламских принципов, законов и традиций на всех уровнях банковских сделок. Помимо содействия в исламизации всей банковской деятельности, исламские банки несут ответственность за распространение и создание других учреждений, как например, инвестиционные компании, – разумеется, работающие по принципам Ислама. Исламские финансовые институты учитывают моральные социальные факторы, а не только видят цель в получении прибыли.

Список использованной литературы:

1. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми..Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика.. Казань, .Линова-Медиа., 2020. –536 стр.

2. Информационн-аналитическое издание «Исламские финансы и бизнес в России». Ссылка на сайт: http://islamic-finance.ru/

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми.

«Исламская финансовая и банковская система: Филосо-

фия, принципы и практика». Казань, «Линова-Медиа», 2020. –

Тема 5. Банковские системы исламских государств

В основе исламских бизнес-моделей лежит ряд особых постулатов, в частности, сделки должны составлять в своем большинстве с реальными товарами и услугами, с отсутствием прироста капитала в сфере денежного обращения, чтобы деньги сами по себе не «создавали» денег.

При долевом инвестировании — как виде вложения в акции — по исламской модели вкладчик получает долю прибыли от деятельности предприятия. Если по результатам деятельности реализованного проекта акционерное предприятие фиксирует убытки, они также распределяются на вкладчика.

Также в соответствии с исламской моделью вкладчику запрещено сознательное финансирование сомнительных, т.е. «Gharar», сделок. Некоторыми примерами являются:

— продажа товаров, которые продавец не способен доставить;

— продажа известных и неизвестных товаров по неизвестной цене, таких как: продажа содержания запечатанного ящика;

— продажа товаров с неподходящим описанием, когда продавец продаёт вещи непредусмотренных размеров;

— продажа товаров без определённой цены, к примеру, такой как цена, действующая на момент покупки;

— создание условий контракта на неизвестном событии, к примеру, таком как: «когда мой друг прибывает», т.е. в случае, если время не определено;

— продажа товаров на основе ложного описания;

— продажа товаров без предоставления возможности покупателю должным образом осмотреть товары.

Подобный подход к совершению сделок является фундаментальной базой исламской банковской системы как системы денежно-кредитных связей.

История зарождения исламской банковской системы, сущности и принципиального отличия исламских банков от традиционных банковских систем (например, европейских). Вызывают последнее время растущий интерес. В приведенном материале анализируются принципы действия финансовых механизмов, основанных на исламском мировоззрении и воздействии ссудного процента на экономическое благосостояние. На фоне общей картины мирового развития банковского дела, исламский банкинг играет все более ключевую и активно растущую роль, что, в свою очередь, выдвигает на первый план изучение и пристальное внимание исследователей кризисной проблематики.

Главное отличие исламских банков от традиционных банков является то, что они не привлекают депозиты и не выдают кредиты под проценты. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Отсюда следует, что Центральные исламские банки соответственно функционируют на основе беспроцентного кредитования коммерческих банков и других инвестиционных проектов; традиционные же Центральные банки выдают кредит коммерческим банкам под ставку рефинансирования (в России она составляет 8,25%). Центральный исламский банк действует преимущественно также, как и местный исламский банк (ведет текущие, инвестиционные и кредитные счета), но также наделен и рядом дополнительных функций: это общий мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и других чрезвычайных обстоятельств.

Услуги Исламских банков базируются на следующих принципах: следование нормам шариата, указанным в Коране и Сунне Пророка Мухаммада (мир ему); запрет процентов; запрет на финансирование неисламских кредитных организаций, а также проектов, связанных с алкогольной индустрией, свиноводством, развлекательной индустрией и всего подобного, что противоречит правовым и этическим нормам Ислама.

Таким образом, банки, действующие на исламских принципах, не имеют одного из основных источников прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Основным источником получения дохода для исламских банков являются совсем иные операции, но непременно не противоречащие шариату.

Рассмотрим основные из них.

1) Мушарака (регулярное партнерство). Этот инструмент предполагает, что все участники выступают в роли партнеров по бизнесу. Они делят и прибыли, и убытки. Партнеры берут на себя часть прибыли или убытка пропорционально первоначальному вложению капитала в бизнес и согласовывают сроки и условия.

Соглашение о партнерстве вырабатывается и подписывается всеми заинтересованными сторонами. Оно включает такие детали, как вид бизнеса или торговли, сроки и условия, график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.), доля прибыли для каждого партнера, льготы и ответственность. Важно отметить, что фиксированной заранее суммы прибыли ни для кого из партнеров не устанавливается.

В соответствии с предписаниями ислама регулярное партнерство подразделяется на несколько категорий. Для банковского дела наиболее характерно партнерство по контракту, где стороны организуют отношения на основе договорных обязательств, описанных выше. В рамках этого типа, в свою очередь, существуют два вида — партнерство на равенстве и партнерство на коммерции.

При партнерстве на равенстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут одинаковую ответственность в отношении прибылей и убытков, инвестиций, прав собственности, посреднических услуг и поручительства. Здесь на первый план выступает взаимность. Стороны должны консультироваться и согласовывать все деловые операции. Если участвуют более двух партнеров, сохраняются те же условия равенства. Партнеры могут непосредственно участвовать в работе либо использовать наемную рабочую силу.

Партнерство на коммерции не предполагает равенства. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. В большинстве случаев стороны ведут дела раздельно, но объединяются для проведения конкретной ограниченной во времени торговой или коммерческой операции (например, с партией зерна, одежды и т.п.) и становятся партнерами. В результате они действуют как взаимные агенты, но не как поручители.

2) Мудараба (доверительное финансирование) предполагает, что одна сторона (поставщик капитала) предоставляет капитал, а другая (оператор) инвестирует его в торговлю или иной бизнес. С каждой стороны могут участвовать одно или несколько лиц, организация, финансовая группа или банк. Например, в одном варианте индивид может положить средства на банковский депозит, предназначенный для инвестиции по системе мудараба, в другом — банк в рамках рассматриваемых отношений может вложить средства в бизнес.

В системе мудараба поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Какая-либо абсолютная сумма не может быть оговорена. Обычно распределение долей между поставщиком капитала и оператором составляет 60:40. Однако в случае убытка поставщик капитала принимает его на себя в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал).

3) Мурабаха — финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.

4) Кредитный счет. В рамках исламского банка он имеет уникальные особенности. Его назначение — предоставление средств нуждающимся в них на краткосрочной или долгосрочной основе. Каждый исламский банк должен иметь кредитные счета, на которые состоятельные мусульмане могут вкладывать краткосрочные (до одного года) или долгосрочные депозиты. С помощью такого счета вкладчик оказывает исключительно общественную услугу на основе КардульХасана (беспроцентной ссуды). Вкладчику гарантируется полное рефинансирование его депозита в соответствии с определенными сроками и условиями. В конце срока ссуды он, однако, не получает ничего сверх первоначальной суммы.

5) Байтул Мал (государственное казначейство).

Концепцию государственного казначейства обеспечивают фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства.

Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине (например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено за счет государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем. Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей.

К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:

— иджар: долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;

— салям: авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации. Это сделка купли-продажи, в которой покупатель платит согласованную цену за тот или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем. Основные особенности контракта «бай салам», с которыми согласны большинство юристов, таковы: а) в контракте должно быть чётко оговорены тип, описание, качество и количество поставляемого товара; б) должно указываться определённое время в будущем для поставки товара; в) согласованная цена за товар должна быть выплачена полностью во время действия контракта;

— иджар ва-иктина: соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;

— закат: обязательный налог (2.5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;

— кард-аль-хасан: беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);

— бей-би-силаа: форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Законодательное запрещение ссудного процента и обособление рамок финансовых инвестиций средств вкладчиков исламских банков в реальные сектора на государственном уровне способствуют обновлению целых секторов экономики, производственных комплексов, транспорта, системы коммунального хозяйства, вызывая толчок в развитии исламского народного хозяйства.

Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale. В немецком Маннхайме (Mannheim) в скором времени будет открыт первый на территории Германии мусульманский банк, который будет функционировать в соответствии этическими нормами Корана. Открытие банка Kuveyt Tuerk Beteiligungsbank, главные офисы которого располагаются в Кувейте и Турции, запланировано на март 2020 года. Ожидается, что постепенно число немецких филиалов может возрасти до 10.

По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов.

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве.

Тема 7. Банковская система России

1. Банковская система России.

2. Основные цели деятельности Банка России.

3. Кредитные организации в стране.

4. Основные направления деятельности коммерческих банков.

Платформы бинарных опционов, выдающие бонусы за открытие торгового счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

Добавить комментарий