Ценные бумаги, сборник законов

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

Статья 8.7-1. Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам

1. Если федеральным законом установлено, что право требовать исполнения по ценным бумагам имеют лица, зафиксированные на определенную дату в качестве лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, на эту дату в случаях, предусмотренных федеральными законами, составляется (фиксируется) список (перечень) таких лиц (далее — список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам).

Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (список лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг, и другое), составляется держателем реестра или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги, по требованию эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), а также лиц, которые в соответствии с федеральным законом имеют право требовать составления такого списка.

2. Держатель реестра составляет список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, в соответствии с данными его учета прав на ценные бумаги и данными, полученными от номинальных держателей, которым открыты лицевые счета номинального держателя, а лицо, осуществляющее централизованный учет прав на ценные бумаги, — в соответствии с данными его учета прав на ценные бумаги и данными, полученными от номинальных держателей и иностранных номинальных держателей, которые являются его депонентами.

3. В список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включаются:

1) сведения о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам;

2) сведения о лице, которому открыт депозитный лицевой счет (счет депо), в случае составления списка лиц, имеющих право на получение доходов и иных выплат по ценным бумагам;

3) сведения, которые позволяют идентифицировать лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и сведения о количестве принадлежащих им ценных бумаг;

4) сведения о международном коде идентификации лица, осуществляющего учет прав на ценные бумаги лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, в том числе иностранного номинального держателя ценных бумаг и иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги;

ТОП-2 лучших русскоязычных бинарных брокеров:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

5) сведения о волеизъявлении лиц, осуществляющих права по ценным бумагам в соответствии со статьей 8.9 настоящего Федерального закона, в случае их предоставления;

6) иные сведения, предусмотренные нормативными актами Банка России.

4. Сведения для включения в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, могут быть предоставлены в форме сообщения, указанного в статье 8.9 настоящего Федерального закона.

5. Отказ или уклонение держателя реестра или лица, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги, от включения лица, осуществляющего права по ценным бумагам, в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, не допускается, за исключением случаев, если возможность такого отказа предусмотрена федеральными законами и нормативными актами Банка России.

6. Номинальный держатель, зарегистрированный в реестре, предоставляет предусмотренные настоящей статьей сведения, в том числе сведения, полученные от номинальных держателей или иностранных номинальных держателей, являющихся его депонентами, держателю реестра или, если номинальный держатель является депонентом депозитария, такому депозитарию. Предусмотренные настоящей статьей сведения предоставляются держателю реестра или лицу, осуществляющему централизованный учет прав на ценные бумаги, не позднее установленной федеральными законами или нормативными актами Банка России даты, до которой должны быть получены бюллетени, требования и иные документы, свидетельствующие о волеизъявлении лиц, осуществляющих права по ценным бумагам.

7. Если номинальным держателем, иностранным номинальным держателем или иностранной организацией, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, не предоставлены сведения о лице, осуществляющем права по ценным бумагам, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 настоящей статьи, или такие сведения были предоставлены с нарушением указанного в пункте 6 настоящей статьи срока, лицо, осуществляющее права по ценным бумагам, не включается в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам.

8. Номинальные держатели, иностранные номинальные держатели или иностранная организация, имеющая право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, вправе не предоставлять сведения о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, если это предусмотрено договором с лицом, права на ценные бумаги которого учитываются. Условия о непредоставлении сведений о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, не могут содержаться в условиях осуществления депозитарной деятельности номинального держателя.

9. Лицо, осуществляющее права по ценным бумагам, не вправе требовать от эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) исполнения по ценным бумагам, включая выкуп или погашение ценных бумаг, а также не вправе оспаривать решения собраний владельцев ценных бумаг, если надлежащее исполнение в случаях, предусмотренных федеральным законом, должно производиться лицам, включенным в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, и сведения о таком лице не включены в указанный список, в том числе в соответствии с условиями договора, указанного в пункте 8 настоящей статьи.

10. Номинальный держатель возмещает депоненту убытки, причиненные непредставлением в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, либо представлением недостоверных сведений держателю реестра или лицу, осуществляющему централизованный учет прав на ценные бумаги, в соответствии с условиями депозитарного договора вне зависимости от того, открыт ли этому депозитарию счет номинального держателя держателем реестра или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги. Номинальный держатель освобождается от обязанности по возмещению убытков в случае, если он надлежащим образом исполнил обязанность по представлению сведений другому депозитарию, депонентом которого он стал в соответствии с письменным указанием своего депонента.

11. По требованию любого заинтересованного лица не позднее следующего рабочего дня после даты получения указанного требования держатель реестра или лицо, осуществляющее централизованный учет прав на ценные бумаги, обязаны предоставить такому лицу справку о включении его в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, или справку о том, что такое лицо не включено в указанный список.

12. Сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, предоставляются номинальными держателями держателю реестра или номинальными держателями и иностранными номинальными держателями лицу, осуществляющему централизованный учет прав на ценные бумаги, в электронной форме (в форме электронного документа). При электронном взаимодействии с центральным депозитарием в случаях, предусмотренных настоящей статьей, правила такого взаимодействия, в том числе форматы электронных документов, устанавливаются центральным депозитарием.

Законодательство о ценных бумагах и их рынке

Описание: Понятие и структура законодательства о ценных бумагах и их рынке. Федеральные законы как источники законодательства о ценных бумагах. Значение подзаконных нормативных актов в составе законодательства о ценных бумагах.

Дата добавления: 2020-08-25

Размер файла: 21.66 KB

Работу скачали: 24 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Законодательство о ценных бумагах и их рынке

1. Понятие и структура законодательства о ценных бумагах и их рынке

2. Федеральные законы как источники законодательства о ценных бумагах

3. Значение подзаконных нормативных актов в составе законодательства о ценных бумагах

4. Специфика законодательства о ценных бумагах

1. Понятие и структура законодательства о ценных бумагах и их рынке

Как уже было отмечено выше, в настоящее время в России создана и успешно функционирует необходимая правовая среда для оказания финансовых услуг. Около трехсот нормативных правовых документов принято в рассматриваемой сфере (исключая нормативные акты о внесении изменений и дополнений) за последние двадцать лет.

Законодательство о ценных бумагах и их рынке представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по выпуску и обращению ценных бумаг. Оно состоит из федеральных законов и подзаконных актов. Согласно традиционной классификации нормативных правовых актов по юридической силе, следует обозначить следующую структуру источников рассматриваемого законодательства. К законодательству о ценных бумагах и их рынке относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Международные договоры;
  • Федеральные законы;
  • Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации;
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты);
  • Нормативные документы Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Если анализировать место законодательства о ценных бумагах в системе российского законодательства, то следует признать его комплексной отраслью законодательства. Комплексный (межотраслевой) характер законодательства о ценных бумагах объясняется тем, что оно объединяет нормативные правовые акты различных отраслей права. При этом эти акты взаимосвязаны между собой и регулируют относительно самостоятельные общественные отношения — отношения по выпуску и обращению ценных бумаг. Ярким подтверждением тому является тот факт, что источниками рассматриваемого законодательства являются как Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющий гражданско-правовой режим ценной бумаги, так и, к примеру, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за правонарушения в сфере финансовых рынков.

Особенностью законодательства о рынке ценных бумаг является то обстоятельство, что исключительную роль в регулировании исследуемых отношений играют ведомственные нормативные правовые акты. Они составляют более 60 процентов всех источников законодательства о рынке ценных бумаг. Доля документов высшей юридической силы в составе нормативных правовых актов о ценных бумагах составляет около 20 процентов.

Охарактеризуем составные части законодательства о ценных бумагах. В первую очередь, это Конституция Российской Федерации, устанавливающая основные начала организации государственного и экономического строя в Российской Федерации. Так, согласно статье 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии со статьей 74 Конституции, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ценная бумага, являющаяся товаром со всеми присущими ему свойствами, подпадает под регулирование названных статей.

Кроме того, важно отметить, что в статье 71 Конституции Российской Федерации указано, что установление правовых основ единого рынка, финансовое и валютное регулирование, а также гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Именно поэтому в состав источников законодательства о ценных бумагах не включаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Международные договоры, которые в случае их принятия в установленном порядке, по юридической силе «стоят» над федеральными законами, в основном затрагивают ценные бумаги лишь косвенно и не имеют существенного значения в системе рассматриваемого законодательства. Пожалуй, одним из исключений являются международные конвенции о векселях, в частности, Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе, заключенная в Женеве 7 июня 1930 года и вступившая в силу для СССР с 23 февраля 1937 года 1 . Конвенция до настоящего времени применяется при регулировании вексельных отношений.

На основании изложенного, выделим главные моменты.

  1. Законодательство о ценных бумагах и их рынке представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по выпуску и обращению ценных бумаг.
  2. Рассматриваемое законодательство является комплексной отраслью законодательства.
  3. К источникам рассматриваемого законодательства относятся нормативные правовые акты только федерального уровня.

2. Федеральные законы как источники законодательства о ценных бумагах

В иерархии нормативных правовых актов о ценных бумагах федеральные законы занимают одну из высших ступеней. В рассматриваемой сфере принято порядка двадцати федеральных законов. Преимущественно здесь действует правило: один закон

  • один вид (либо группа) ценных бумаг. Так, например, Федеральный закон от 11 марта 1997 года №48-ФЗ «О переводном и простом векселе» определяет правовой режим векселей, Федеральный закон от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» регулирует обращение сравнительно новых для нашей системы права ценных бумаг — инвестиционных паев 2 , Федеральный закон от 11 марта 2003 года №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» очевидным образом посвящен обороту ипотечных ценных бумаг.

Кроме того, несколько федеральных законов устанавливают основы отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в частности, Федеральный закон от 07 февраля 2020 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», Федеральный закон от 21 ноября 2020 года №325-ФЗ «Об организованных торгах» 3 , Федеральный закон от 7 декабря 2020 года № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» 4 .

Необходимо отметить, что кодифицированного нормативного акта, который охватил бы и систематизировал все нормы о ценных бумагах, нет. С одной стороны, это недостаток. Единый закон, устанавливающий общий понятийный аппарат, принципы выпуска и обращения всех видов ценных бумаг, пределы государственного вмешательства в деятельность участников фондового рынка, ответственность за нарушения законодательства о ценных бумагах и т.д., снял бы ряд противоречий, которые имеют место в современном регулировании рассматриваемых отношений. С другой стороны, каждая ценная бумага настолько индивидуальна, что даже при наличии единого кодифицированного нормативного акта, дополнительного нормативного регулирования избежать бы не удалось. В разделе VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации «Законодательство о ценных бумагах и финансовых сделках», одобренной решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года, указывается, что после модификации именно положения Гражданского кодекса Российской Федерации должны выполнять функцию своеобразной «общей части» права ценных бумаг 5 . Другие авторы предлагают пойти по пути принятия наравне с Законом о рынке ценных бумаг, Закона о ценных бумагах 6 .

В настоящее время в законодательстве нашла отражение первая озвученная позиция. Основные предложения Концепции развития гражданского законодательства были воплощены в жизнь Федеральным законом от 02 июля 2020 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» 7 . Подраздел 3 «Объекты гражданских прав», в том числе глава 7 «Ценные бумаги», Гражданского кодекса Российской Федерации был существенно изменен и дополнен. Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть признаны «объединяющим началом» в регулировании оборота ценных бумаг. Тем не менее, много вопросов и спорных моментов еще предстоит устранить.

В части I ГК РФ рассматриваемым финансовым инструментам посвящена глава 7, которая теперь состоит из 16 статей (вместо 8 прежних), разделенных на три параграфа. В первом параграфе дается понятие ценных бумагах и выделяются их виды. Два других параграфа посвящены правовому режиму документарных и бездокументарных ценных бумаг соответственно. Кроме того, часть вторая кодекса, которая не была изменена, содержит отдельные статьи, посвященные некоторым разновидностям ценных бумаг. Таких ценных бумаг семь — банковская сберкнижка на предъявителя, вексель, облигация, сберегательный (депозитный) сертификат, складское свидетельство, коносамент, а также чек.

Среди федеральных законов в особых комментариях нуждается Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», вступивший в силу с момента его официального опубликования 25 апреля 1996 года. Закон обеспечил дальнейшее развитие и укрепление одного из институтов новой российской экономики

  • фондового рынка. До принятия закона о рынке ценных бумаг в России действовало более ста нормативных правовых актов различной юридической силы по данной тематике, порой противоречащих друг другу. Нормы этих документов в большей части были систематизированы и обобщены в единый документ — Закон о рынке ценных бумаг, что позволило разрешить немалую часть коллизий и наболевших проблем.

Закон о рынке ценных бумаг впервые сводит воедино все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка. Наряду с гражданско-правовыми, Закон о рынке ценных бумаг содержит нормы административного характера. Это в частности касается статей закона о государственном регулировании рынка ценных бумаг, о финансовых санкциях за нарушение установленных правил, о правовом статусе и полномочиях органов государственного управления в области рынка ценных бумаг. Закон сравнительно небольшой по объему. Он состоит из 6 разделов — «Общие положения», «Профессиональные участники рынка ценных бумаг», «Об эмиссионных ценных бумаг», «Информационное обеспечение рынка ценных бумаг», «Регулирование рынка ценных бумаг», «Заключительные положения», разделенных на 11 глав и объединяющих 66 статей. Закон часто модифицируется (52 раза по состоянию на сентябрь 2020 года), поэтому указанное соотношение глав и статей может меняться.

Нормы Закона о рынке ценных бумаг имеют ограничения по сфере действия. Во- первых, согласно статье 1 данный документ регулирует только отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, что крайне сужает его компетенцию. Таким образом, Закон ограничивается установлением единых процедур и механизмов оборота только четырех из четырнадцати видов ценных бумаг

  • акций, депозитарных расписок, облигаций и опционов эмитента. К иным ценным бумагам Закон применим только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Во-вторых, в отношении процедуры эмиссии, а также условий размещения государственных и муниципальных ценных бумаг применяется Федеральный закон от
  1. июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Нормы этих двух законов необходимо применять по принципу соотношения общих и специальных норм, где в роли общих выступают положения Закона о рынке ценных бумаг.

Обобщим сказанное и выделим наиболее важные моменты.

  1. В сфере регулирования рынка ценных бумаг отсутствует кодифицированный нормативный акт, который объединял бы все нормы о ценных бумагах.
  2. Среди федеральных законов как источников законодательства о ценных бумагах особое место занимают Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  3. Особенностью Закона о рынке ценных бумаг является то, что он регулирует только отношения, возникающие при выпуске и обращении эмиссионных ценных бумаг.

3. Значение подзаконных нормативных актов в составе законодательства о ценных бумагах

К подзаконным нормативным правовым актам в составе источников законодательства о рынке ценных бумаг, в первую очередь, относятся Указы

Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что последние содержат незначительное количество норм о рынке ценных бумаг. Так в настоящее время действует порядка двадцати Указов Президента Российской Федерации и ста постановлений Правительства Российской Федерации, посвященных фондовому рынку. Однако, нормативный характер из них носят около десяти Указов Президента и двадцати пяти постановлений Правительства Российской Федерации. Остальные имеют скорее индивидуальный характер. Так, например, большой объем актов Правительства Российской Федерации посвящено условиям эмиссии отдельных серий государственных ценных бумаг. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 №217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» . В этом документе оговариваются основные характеристики готовящихся к выпуску федеральных облигаций — эмитент, срок обращения, валюта обязательств, круг потенциальных владельцев и т. д.

Наиболее важными Указами Президента Российской Федерации являются Указ Президента Российской Федерации от 04 ноября 1994 год №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», направленный на пресечение злоупотреблений и нарушений прав граждан на фондовом рынке 8 , Указ Президента от 16 сентября 1997 года №1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации», содержащий ряд дополнительных гарантий для инвесторов и акционеров, а также от 17 октября 2008 года №1489 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации», в соответствии с которым при Президенте Российской Федерации создан совещательный орган по развитию финансового рынка Российской Федерации — Совет по развитию финансового рынка 9 . Целью Совета призвано совершенствование государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации. Среди постановлений Правительства Российской Федерации особого внимания заслуживают постановление от 01 декабря 2020 года №1238 «О государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, а также об отчетах о проведенной эмиссии» 10 , Постановление Правительства от

  1. февраля 2020 года №88 «Об утверждении стандартов раскрытия информации о государственных ценных бумагах Российской Федерации, содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) государственных ценных бумаг Российской Федерации и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг» 11 , а также Постановление от 16 апреля 2008 года №269 «Об утверждении Положения об особенностях деятельности специализированного депозитария негосударственного пенсионного

Огромный массив законодательства о рынке ценных бумаг составляют ведомственные нормативные акты, под которыми понимаются документы нормативного характера, издаваемые различными государственными органами исполнительной власти — министерствами, службами и др. К сожалению, до настоящего времени значение ведомственных актов в регулировании рассматриваемых отношений очень велико. В сфере фондового рынка их действует около двухсот, не считая акты о внесении изменений и дополнений. Значимое место среди них занимают приказы Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации, постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее — Ф КЦБ РФ), являющейся предшественницей названной Федеральной службы 13 , а также приказы Министерства финансов Российской Федерации. Если акты первых двух органов в основном регулируют обращение корпоративных ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, то приказы Министерства финансов Российской Федерации большей частью организуют рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. Так, например, постановлением ФКЦБ РФ от 24 декабря 2003 года №03-48/пс утвержден Порядок квалификации ценных бумаг Федеральной комиссией по ценным бумагам 14 , Приказами Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 6 декабря 2020 года №12-108/пз-н и от 3 апреля 2007 года №07-37/пз-н соответственно утверждены Сроки и порядок предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг 15 , Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 1999 года №2н утвержден Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг 16 .

В связи с тем, что в 2020 году произошли кардинальные изменения в системе управления рынком ценных бумах, в частности, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам от Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации были переданы Центральному банку Российской Федерации (Банку России), большое значение приобрели нормативные документы данного органа. Согласно статье 49 Федерального закона от 23 июля 2020 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России . Банк России в настоящее время наделен полномочиями по нормативному обеспечению всего финансового рынка. До этого момента, роль документов Банка России в сфере рынка ценных бумаг ограничивалась регламентацией деятельности кредитных организаций в данной области.

На основании изложенного, выделим главные моменты.

  1. Сильное влияние на регулирование отношений в сфере рынка ценных бумаг оказывают ведомственные нормативные правовые акты. Они составляют большую часть законодательства о рынке ценных бумаг.
  2. Особое значение среди ведомственных нормативных актов в области рынка ценных бумаг играют приказы Федеральной службы по финансовым рынкам

Российской Федерации, постановления ее предшественницы Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации, а также приказы Министерства финансов Российской Федерации.

  1. В связи с реформой государственного управления финансовым рынком, Центральный банк Российской Федерации в настоящее время осуществляет нормативное регулирование на финансовом рынке, в том числе рынке ценных бумаг.

4. Специфика законодательства о ценных бумагах

Законодательство о ценных бумагах и их рынке имеет ряд особенностей, на которых требуется остановиться подробнее.

Во-первых, как было уже сказано, большую роль в регулировании рынка ценных бумаг играют ведомственные нормативные правовые акты. Большинство авторов критикуют данную ситуацию, считая крайне важным «повышение статуса» нормативных документов о ценных бумагах.

Во-вторых, необходимо отметить тот факт, что первые нормативные источники, отражающие рыночные подходы, были приняты в России в 90-х годах прошлого века. Соответственно, современное законодательство о рынке ценных бумаг имеет недолгую историю, что свидетельствует о его молодости. Несмотря на обозначенное обстоятельство, следует констатировать, что за эти годы создана мощнейшая правовая поддержка формирующемуся рынку ценных бумаг.

В-третьих, законодательство о ценных бумагах является одним из наиболее динамично развивающихся. Так, к примеру за 2020 — 2020 годы было принято более 200 правовых актов нормативного характера в области оборота ценных бумаг. Из них более десяти федеральных законов, пятнадцати постановлений Правительства Российской Федерации, ста приказов Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации. Наиболее важными актами последних лет являются Федеральный закон от 27 июля 2020 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван обеспечивать справедливое ценообразование на финансовые инструменты, равенство инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах, долгожданный Федеральный закон 07 февраля 2020 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», устанавливающий правовые основы осуществления и государственного регулирования клиринга, Федеральный закон от 21 ноября 2020 года №325-ФЗ «Об организованных торгах», целью которого является введение универсальных правил организованных торгов для всех видов рынка, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 11 октября 2020 года №12-87/пз-н, утвердивший Положение о требованиях к клиринговой деятельности 17 , Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 30 августа 2020 года №12-78/пз-н, установивший Порядок открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов 18 , Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29 июля 2020 года №10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг». Причинами такой активной нормотворческой работы является не только необходимость корректировки принятых актов в связи с выявлением их недочетов, но и скорость развития экономических отношений, за которыми пытается «успеть» законодательство.

Однако такая позитивная динамика имеет и обратную сторону. Рассматриваемое законодательство отличается нестабильностью. Так, например, в Закон о рынке ценных бумаг с момента принятия в апреле 1996 года и до настоящего времени было внесено более 50 изменений и уточнений. В среднем поправки вносятся с периодичностью два-три раза в год. Такая же участь постигает большинство других нормативных актов фондового рынка.

Специфической чертой российского законодательства о ценных бумагах является сильное влияние, которое на него оказывает зарубежное законодательство. Общепризнан тот факт, что Россия, к сожалению, существенно отстает от развитых стран в данной области. Пионерами рынка ценных бумаг на современном этапе без сомнения являются Великобритания, Германия, США, Япония. Поэтому, многие нормативные акты просто копируются с имеющихся международных аналогов. К примеру, система саморегулирования у нас внедряется исходя из международного опыта . Российские депозитарные расписки являются отечественными аналогами глобальных и американских. В России эти ценные бумаги впервые появились в начале 2007 года, в то время как на мировых рынках они ужи обращаются более 80 лет.

Влиянием запада также объясняется и иностранная терминология, которая сопровождает рынок ценных бумаг. Зачастую она вводится в наш оборот без какой- либо адаптации к русскому языку. Отсюда такие термины как андеррайтинг, брокер, депозитарий, дилер, инсайдер, клиринг, листинг и др. Такое слепое заимствование критикуется рядом авторов.

Следующая особенность, как уже отмечалось выше, это отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, регулирующего выпуск и обращение ценных бумаг. Такой акт смог бы снять имеющиеся противоречия отдельных норм о рынке ценных бумаг, унифицировать терминологию, обозначить единые принципы регулирования отношений в области обращения ценных бумаг. Значительный объем нормативных актов, которые входят в состав фондового законодательства, требует решения вопроса об их укрупнении.

Отличительным признаком законодательства о рынке ценных бумаг также признается его сложность. Оно оперирует специальным понятийным аппаратом, особой лексикой, имеет сложную внутреннюю структуру. Неслучайно так много разъяснений дается компетентными органами по тем или иным вопросам правоприменения.

О межотраслевом характере законодательства о рынке ценных бумаг уже говорилось ранее.

Обобщая вышеизложенное, выделим главное.

  1. Законодательство о ценных бумагах и их рынке является молодым и динамично развивающимся.
  2. Особенностью названного законодательства является рецепция права развитых стран.
  3. Отличительным признаком законодательства о ценных бумагах и их рынке признается его сложность.

Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по специальному курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект. 2009.

Ершов В.А. Рынок ценных бумаг: Юридический справочник. М.: ГроссМедиа. РОСБУХ. 2009.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009). // Вестник ВАС РФ. 2009. №11.

Молотников А.Е. История развития зарубежного законодательства о рынке ценных бумаг. Часть 1. // Предпринимательское право. 2020. №1. С. 37 — 41; №2. С. 42 — 48.

Проект Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках. // Вестник гражданского права. 2009. №2.

Сергеев В.В. Законодательное обеспечение рынка ценных бумаг в условиях модернизации рыночной экономики (с заседания Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России). // Банковское право. 2020. №4. С. 2 — 18.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст. ст. 3301.

Федеральный закон от 23 июля 2020 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №30, ст. 4084.

Федеральный закон от 02 июля 2020 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №27, ст. 3434.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». // Российская газета, 2008, № 4712.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №28, ст. 3356.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №3, ст. 423

1 Собрание Законов СССР, 1937, Отд. II, №18, ст. 108.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №49, ст. 4562.

3 Собрание законодательства РФ, 2020, №48, ст. 6726.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №50, ст. 7356.

5 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009, №11.

См. например, Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2009.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №27, ст. 3434.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №28, ст. 2972.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №42, ст. 4789.

10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №50, ст. 7056.

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №6, ст. 567.

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №16, ст. 1697.

13 Оба названных органа в настоящее время упразднены.

14 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, №10.

15 Российская газета, 2020, №39; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №26.

16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, №9.

Ценная бумага

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Виды ценных бумаг

В Гражданском кодексе РФ перечисляются конкретные виды документов, которые относятся к ценным бумагам:

банковская сберегательная книжка на предъявителя;

приватизационные ценные бумаги;

складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

простое складское свидетельство;

другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг

Свойства ценных бумаг

Ценные бумаги имеют следующие свойства:

Обращаемость – способность ценных бумаг покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента.

Доступность для гражданского оборота – способность ценной бумаги быть объектом других гражданских сделок.

Стандартность и серийность.

Документальность; ценная бумага – это всегда документ, и как документ она должна содержать все предусмотренные законодательством обязательные реквизиты.

Регулируемость и признание государством.

Рыночность – ценные бумаги неразрывно связаны с соответствующим рынком, являются его отражением.

Ликвидность – способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства.

Риск – возможности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.

Доходность – характеризует степень реализации права на получение дохода владельцем ценной бумаги.

Функции ценных бумаг

Ценные бумаги выполняют ряд существенных функций:

Ценные бумаги характеризуют состояние экономики. Стабильные курсы ценных бумаг, как правило, свидетельствуют о хорошем экономическом положении.

Ценные бумаги играют важную роль при перераспределении капитала между различными сферами экономики. То есть ценные бумаги выполняют перераспределительную функцию.

Ценные бумаги используются для аккумулированния временно свободных денежных сбережений граждан. То есть ценные бумаги выполняют мобилизирующую функцию.

Ценные бумаги используются для регулирования денежного обращения. То есть ценные бумаги выполняют регулирующую функцию.

Банки, предприятия и организации используют ценные бумаги как универсальный кредитно-расчетный инструмент. То есть в этом случае ценные бумаги выполняют расчетную функцию.

Классификация ценных бумаг

Классификация ценных бумаг – это их деление на виды по определенным признакам, которые им присущи. В свою очередь виды могут в ряде случаев делиться на подвиды, а они – ещё дальше.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

1. По сроку существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные.

Ценные бумаги, выпускаемые на весь срок существования лица и напрямую не связанные с каким-либо временным периодом, считаются бессрочными ценными бумагами. К таким бессрочным ценным бумагам обычно относят акции.

Ценные бумаги, которые имеют установленный при их выпуске срок существования или порядок установления этого срока, считаются срочными ценными бумагами. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:

краткосрочные ценные бумаги, имеющие срок обращения до 1 года;

среднесрочные ценные бумаги, имеющие срок обращения от 1 года до 5лет;

долгосрочные ценные бумаги, имеющие срок обращения от 5 до 30 лет (ипотечные ценные бумаги по законодательству можно выпускать со сроком обращения до 40 лет).

2. По форме существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная).

Классическая форма существования ценной бумаги – это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. При этом при активном развитии рынка ценных бумаг многие виды ценных бумаг, прежде всего эмиссионные ценные бумаги, выпускаются в бездокументарной форме.

3. По форме владения: предъявительские (ценные бумаги на предъявителя) и именные, которые содержат имя своего владельца и зарегистрированы в реестре владельцев данной ценной бумаги.

Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Обычно именная ценная бумага передается по соглашению сторон.

4. По форме обращения (порядку передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца — индоссамента).

Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), или приказа ее владельца, то такая ценная бумага называется ордерной ценной бумагой.

5. По форме выпуска: эмиссионные или неэмиссионные ценные бумаги.

Эмиссионные ценные бумаги обычно выпускаются крупными сериями, которые подлежат обязательной государственной регистрации. К эмиссионным ценным бумагам обычно относят акции и облигации.

Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются без какой-либо государственной регистрации.

6. По регистрируемости: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые.

Выпуск ценных бумаг может сопровождаться или не сопровождаться их обязательной регистрацией в органах государственного управления. Обычно государственной регистрации подлежат эмиссионные ценные бумаги, так как их выпуск затрагивает интересы большого числа участников рынка. По российскому законодательству обязательной регистрации подлежат выпускаемые акции, облигации, банковские сертификаты (регистрируются Центральным банком) и закладные. Остальные виды российских ценных бумаг, независимо от размеров их выпуска, государственной регистрации не подлежат.

7. По национальной принадлежности: российские или иностранные.

8. По виду эмитента: государственные ценные бумаги (это обычно различные виды облигаций, выпускаемые государством), негосударственные или корпоративные (это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение компаниями, банками, организациями и даже частными лицами).

9. По обращаемости: рыночные (свободнообращающиеся), нерыночные, которые выпускаются эмитентом и могут быть возвращены только ему (не могут перепродаваться).

Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т. е. ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и строго через оговоренный срок. Такие бумаги называются нерыночными.

10. По цели использования: инвестиционные (цель – получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках).

11. По уровню риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые).

Безрисковые ценные бумаги – это ценные бумаги, по которым риск практически отсутствует. В мировой практике – это краткосрочные (срок 1-3 месяца) государственные долговые обязательства (казначейские векселя). Все остальные ценные бумаги по уровню риска принято делить на низкорисковые (это обычно государственные бумаги), среднерисковые (это обычно корпоративные облигации) и высокорисковые (это обычно акции).

12. По наличию начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные).

С точки зрения начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда для их владельца они есть простое свидетельство на товар или на деньги, а не на капитал. Доход по ценной бумаге может начисляться в форме дивиденда (акции), процента (долговые ценные бумаги) или дисконта, т. е. разницы между номиналом ценной бумаги и более низкой ценой ее приобретения.

13. По номиналу: постоянные или переменные.

По российскому законодательству каждая ценная бумага имеет свой номинал или номинальную стоимость. Однако в мировой практике разрешается выпуск, например, акций без денежного номинала или с нулевым номиналом. В этом случае указывается, какую долю в уставном капитале составляет одна акция, а потому ее номинал, исчисленный путем деления уставного капитала на число акций, меняется каждый раз с изменением размеров этого капитала, а не остается неизменным как в случае, когда номинал ценной бумаги задан при ее выпуске. Если ценная бумага выпускается с указанием денежного номинала, то такая ценная бумага считается ценной бумагой с постоянным номиналом. Если ценная бумага выпускается без денежного номинала (с нулевым номиналом), то такая ценная бумага считается ценной бумагой с переменным номиналом.

14. По форме привлечения капитала: долевые (отражают долю в уставном капитале общества) и долговые, которые представляют собой форму займа капитала (денежных средств).

Книга учета ценных бумаг

Все ценные бумаги, хранящиеся в организации, должны быть описаны в книге учета ценных бумаг.

Книга учета ценных бумаг должна иметь следующие обязательные реквизиты: наименование эмитента; номинальную цену ценной бумаги; покупную стоимость; номер, серию и др.; общее количество; дату покупки; дату продажи. Книга учета ценных бумаг должна быть сброшюрована, скреплена печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера, страницы пронумерованы. Исправления в книгу учета ценных бумаг могут вноситься лишь с разрешения руководителя и главного бухгалтера с указанием даты внесения исправлений.

В случае ведения книги учета ценных бумаг с помощью средств вычислительной техники результатная информация может формироваться в виде выходного документа на машиночитаемых носителях. Распечатка информации с машиночитаемых носителей осуществляется по мере необходимости или требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры, но не реже 1 раза в год.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию хранения книги учета ценных бумаг несет руководитель организации.

Платформы бинарных опционов, выдающие бонусы за открытие торгового счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший, честный и надежный бинарный брокер. Идеально подходит новичкам и средне-опытным трейдерам.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Лидер по количеству торговых инструментов. Подходит только для трейдеров с опытом!

Добавить комментарий